Функциональная грамотность
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
Читательская грамотность |
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
Естественнонаучная грамотность |
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства. |
Математическая грамотность |
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
Финансовая грамотность |
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
Креативное мышление |
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных и т.п.) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных и т.п.) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения. |
Глобальные компетенции |
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельную, творчески мыслящую личность. Функциональная грамотность – индикатор общественного благополучия.
Где брать задания на формирование функциональной грамотности школьников
Разрабатывать задания с нуля не придется, существуют авторитетные ресурсы с готовыми заданиями на формирование функциональной грамотности школьников.
Бесплатные ресурсы, не требующие регистрации:
Банк заданий Института стратегии развития образования РАН (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/) — задания по различным видам функциональной грамотности в PDF-формате с комментариями для преподавателя.
Открытые задания PISA на сайте Федерального института оценки качества образования (https://fioco.ru/примеры-задач-pisa) — здесь есть ссылки на реальные задания тестирования для решения в онлайн-формате, поэтому их можно вывести на проектор или интерактивную доску.
Марафон по функциональной грамотности https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main?turbo=true#tekst-8
Бесплатные онлайн-тесты для школьных учителей 1—11 классов содержат полезные кейсы и задания для самопроверки. https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv3/
Ресурсы, требующие регистрации:
Банк заданий для оценки функциональной грамотности от РЭШ (https://fg.resh.edu.ru/) — здесь представлены готовые варианты тестирований по функциональной грамотности для учеников 8-9 классов, ресурс бесплатный.
УЧИТЕЛЯМ
Повышение квалификации педагогов
ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" с сентября 2021 года проводит постоянно действующий семинар по функциональной грамотности для региональных команд, курирующих вопросы формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации
Деятельность Академии «Просвещение» направлена на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся:
- Курсы повышения квалификации Академии Просвещение» https://academy.prosv.ru/courses.
- Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся https://www.youtube.com/watch?v=_om_kIhu7G8&list=PLnnzDpmIo7A13kVCwJiaO_nxx2QyNUZUQ;https://www.youtube.com/watch?v=WJ2is6yhgWc&list=PLnnzDpmIo7A3jWM9R3CV87EBWblSABlB5
ООО "Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки" (ООО Институт "РОПКиП")
https://ropkip.ru/kursy/2862?yclid=15805726724879024127
Образовательная платформа Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников "Учитель будущего" https://cno-sdo.uspu.ru/course/index.php?categoryid=8
Образовательное учреждение Фонд «Педагогический университет «Первое сентября» https://edu.1sept.ru/courses/EM-24-215
«Функциональная грамотность: развиваем в школе»
Онлайн-курс для учителей, методистов и завучей, заинтересованных не только в контроле, но и в формировании функциональной грамотности учеников
https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram
Московский городской методический центр – современная площадка конвергентных образовательных проектов и технологий, объединяющая инициативы учителей, педагогов, лидеров столичного образования и жителей мегаполиса с целью обеспечения непрерывного роста качества образования города Москвы за счёт эффективного использования ресурсов города
http://learn.mosmetod.ru/course/index.php?categoryid=11
ЕдиныйУрок.рф — интернет-портал для проведения Единых уроков и образовательных мероприятий, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации, для развития и педагогической работы
https://ediniy-urok.ru/funkcionalnaya-gramotnost-shkolnikov/
Общероссийская оценка по модели PISA.
Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa
Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности
Вебинары и семинары на сайте "Российский учебник"
Нормативные документы
Федеральный уровень
- Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспеченииработы по повышению функциональной грамотности
- Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
Региональный уровень
- Приказ Департамента образования Ярославской области №282/01-03 от 17.09.2021 г. Об организации работы по повышению функциональной грамотности
- Приказ департамента образования Ярославской области от 31.12.2019 № 490/01-03 «Об утверждении Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Ярославской области»
- Приказ департамента образования Ярославской области от 23.03.2020 № 107/01-04 "Об утверждении Положения об обеспечении объективности процедур оценки качества образования и показателей объективности процедур оценки качества образования и всероссийской олимпиады школьников в Ярославской области"
- Приказ ГУ ЯО ЦОиККО от 30.03.2021 № 38/01-02 «Об утверждении Положения о работе экспертов по разработке оценочных инструментов для проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся»
- Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности общеобразовательных организаций на 2021-2022 учебный год
- План работы (дорожная карта)
Региональная система оценки качества образования - https://www.yarregion.ru/depts/dobr/Pages/sistema-OK-podgotovki-obuch.aspx
Независимая оценка качества образования на региональном уровне - http://coikko.ru/monitoring/nezockachpo/regiskachpodob/
Муниципальный уровень
Материалы августовской конференции – 2021 "Управление качеством образовательной деятельности. От задач к решениям" http://yar-edudep.ru/razdely/informaciya_dlya_rukovoditelej/materialy_avgustovskoj_konferencii_2022/
Школьный уровень
План работы («дорожная карта») по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год
План работы («дорожная карта») по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа курса "Функциональная грамотность"
Рабочая программа «Финансовая грамотность»
Рабочая программа «Естественно-научная грамотность»